§ 31.Техническое состояние транспортных средств и их оснащение
Техническое состояние транспортных средств и их оборудование должны отвечать требованиям стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а также правил технической эксплуатации, инструкций предприятий-производителей и другой нормативно-технической документации.
Запрещается эксплуатация троллейбусов и трамваев при наличии любой неисправности, указанной в правилах технической эксплуатации этих транспортных средств.
Запрещается эксплуатация транспортных средств согласно законодательству:
- а) в случае их изготовления или переоборудования с нарушением требований стандартов, правил и нормативов, касающихся безопасности дорожного движения;
- б) если они не прошли обязательный технический контроль (для транспортных средств, подлежащих такому контролю);
- в) если номерные знаки не отвечают требованиям соответствующих стандартов;
- г) в случае нарушения порядка установки и использования специальных световых и звуковых сигнальных устройств.
Запрещается эксплуатация транспортных средств согласно законодательству при наличии следующих технических неисправностей и несоответствии следующим условиям:
Тормозные системы:
-
а) изменена конструкция тормозных систем, применена тормозная жидкость, узлы или отдельные детали, не предусмотренные для данной модели транспортного средства или не отвечающие требованиям предприятия-изготовителя;
-
б) во время дорожных испытаний рабочей тормозной системы превышаются следующие значения тормозного пути:
Тип транспортного средства Тормозной путь, м,
не более чемЛегковые автомобили и их модификации для перевозки грузов 14,7 м Автобусы 18,3 м Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 12 т включительно 18,3 м Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т 19,5 м Автопоезда, тягачами которых являются легковые автомобили и их модификации для перевозки груза 16,6 м Автопоезда, тягачами которых являются грузовые автомобили 19,5 м Двухколесные мотоциклы и мопеды 7,5 м Мотоциклы с прицепом 8,2 м Нормативное значение тормозного пути для транспортных средств выпуска до 1988 года допускается превышать не более чем на 10% значения, приведенного в таблице.
Примечания
-
Испытание рабочей тормозной системы проводится на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементо- или асфальтобетонным покрытием при скорости транспортного средства в начале торможения: 40 км/ч — для автомобилей, автобусов и автопоездов; 30 км/ч — для мотоциклов, мопедов за методом одноразового воздействия на органы управления тормозной системой.
Результаты испытания считаются неудовлетворительными, если во время торможения транспортное средство разворачивается на угол более 8 градусов или занимает полосу движения более 3,5 м.
- Тормозной путь измеряется с момента нажатия на тормозную педаль (рукоятку) до полной остановки транспортного средства.
-
-
в) нарушена герметичность гидравлического тормозного привода;
-
г) затронута герметичность пневматического или пневмогидравлического тормозного привода, что приводит к уменьшению давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) за 15 мин.при приведении в действие органов управления тормозной системой;
-
ґ) не работает манометр пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
-
д) стояночная тормозная система при отключенном от трансмиссии двигателе не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной погрузкой — на уклоне не менее 16%;
- легковых автомобилей, их модификаций для перевозки грузов, а также автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне не менее чем 23%;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне не менее чем 31%;
-
е) не фиксируется рычаг (рукоятка) стояночной тормозной системы в рабочем положении.
Рулевое управление:
-
а) суммарный люфт в рулевом управлении превышает такие предельные значения:
Тип транспортного средства Предельное значение
суммарного люфтаЛегковые автомобили и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т 10° Автобусы с разрешенной максимальной массой до 5 т 10° Автобусы с разрешенной максимальной массой свыше 5 т 20° Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т 20° Автомобили и автобусы, снятые с производства 25° - б) есть не предусмотренные конструкцией ощутимые взаимные смещения деталей и узлов рулевого управления или перемещение их относительно кузова (шасси, кабины, рамы) транспортного средства; нарезные соединения не затянуты или надежно не зафиксированы;
- в) неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (на мотоциклах);
- г) в рулевом управлении установлены детали со следами остаточной деформации и другими дефектами, а также применены детали и рабочие жидкости, которые не предусмотрены для данной модели транспортного средства или не отвечают требованиям предприятия-изготовителя.
Внешние световые приборы:
- а) количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних световых приборов не отвечают требованиям конструкции транспортного средства;
- б) нарушено регулирование фар;
- в) не горит лампа левой фары в режиме ближнего света;
- г) на световых приборах нет рассеивателей или используются рассеиватели и лампы, которые не отвечают типу данного светового прибора;
- ґ) на рассеивателях световых приборов нанесены тонирование или покрытие, которое уменьшает их прозрачность или светопропускание.
Примечания
- Мотоциклы (мопеды) могут быть дополнительно оборудованы одной противотуманной фарой, другие механические транспортные средства — двумя. Противотуманные фары должны размещаться на высоте не менее 250 мм от поверхности дороги (но не выше фар ближнего света) симметрично продольной оси транспортного средства и не далее 400 мм от внешнего габарита по ширине.
- Разрешается устанавливать на транспортных средствах один или два задних противотуманных фонаря красного цвета на высоте
400–1200 мм и не ближе100 мм к фонарям сигнала торможения. - Включение противотуманных фар, задних противотуманных фонарей должно осуществляться одновременно с включением габаритных огней и освещением номерного знака (ближним или дальним светом фар).
- На легковом автомобиле и автобусе разрешается устанавливать один или два дополнительных немигающих сигнала торможения красного цвета на высоте
1150–1400 мм от поверхности дороги.
Стеклоочистители и стеклоомыватели лобового стекла:
- а) не работают стеклоочистители;
- б) не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
Колеса и шины:
- а) шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т — 1,0 мм, автобусов — 2,0 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм; Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей;
- б) шины имеют местные повреждения (порезы, разрывы и т.п.), оголяющие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
- в) шины по размеру или допустимой нагрузке не отвечают модели транспортного средства;
- г) на одну ось транспортного средства установлены диагональные шины вместе с радиальными, шипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, шины разных размеров или конструкций, а также шины разных моделей с разными рисунками протектора для легковых автомобилей, разными типами рисунков протектора — для грузовых автомобилей;
- ґ) на переднюю ось транспортного средства установлены радиальные шины, а на другую (другие) — диагональные;
- д) на передней оси автобуса, выполняющего междугородные перевозки, установлены шины с восстановленным протектором, а на других осях — шины, восстановленные по второму классу ремонта;
- е) на передней оси легковых автомобилей и автобусов (кроме автобусов, которые выполняют междугородные перевозки) установлены шины, восстановленные по второму классу ремонта;
- є) отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес.
Примечание
В случае постоянной эксплуатации транспортного средства на дорогах со скользкой проезжей частью, рекомендуется использовать шины, соответствующие состоянию проезжей части.
Двигатель:
- а) содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность превышают установленные стандартами нормы;
- б) негерметичная топливная система;
- в) неисправная система выпуска отработанных газов.
Прочие элементы конструкции:
- а) нет предусмотренных конструкцией транспортного средства стекол, зеркал заднего вида;
- б) не работает звуковой сигнал;
- в) на стекло установлены дополнительные предметы или нанесено покрытие, ограничивающее обзор с места водителя, и ухудшающее его прозрачность, кроме самоклеющейся метки радиочастотной идентификации о прохождении обязательного технического контроля транспортным средством, которая размещается в правой верхней части ветрового стекла (на внутренней стороне) транспортного средства, подлежащего обязательному техническому контролю.
Примечание
На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут быть прикреплены прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых отвечает требованиям ГОСТ
- г) не работают предусмотренные конструкцией замки двери кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и топливных баков, механизм регулирования положения сидения водителя, аварийные выходы, устройства для приведения их в действие, привод управления дверью, спидометр, одометр, тахограф, устройство для обогрева и обдува стекла;
- ґ) разрушен коренной лист или центральный болт рессоры;
- д) испорчено тягово-сцепное или опорно-сцепное устройство тягача и прицепного звена в составе автопоезда, а также предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Есть люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа;
- е) отсутствует предусмотренный конструкцией бампер или заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики;
-
є) отсутствуют:
- медицинская аптечка с нанесенными на ней сведениями о типе транспортного средства, для которого она предназначена, — на мотоцикле с боковым прицепом, легковом, грузовом автомобиле, колесном тракторе, автобусе, микроавтобусов, троллейбусе, автомобиле, перевозящем опасный груз;
- знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), соответствующий требованиям стандарта, — на мотоцикле с боковым прицепом, легковом, грузовом автомобиле, колесном тракторе, автобусе;
- на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и в автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (не менее двух);
- проблесковые маячки оранжевого цвета на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах, на сельскохозяйственной технике, ширина которой превышает 2,6 м;
- работоспособный огнетушитель на легковом, грузовом автомобиле, автобусе.
Примечания
- Тип, марка, места установки огнетушителей, которыми оборудуются транспортные средства с опознавательным знаком «Табличка оранжевого цвета», перевозящих опасные грузы, определяются специальными правилами.
- Аптечка, перечень медикаментов которой отвечает ДСТУ
3961–2000 для соответствующего типа транспортного средства, и огнетушитель должны быть в закрепленном состоянии в местах, определенных предприятием-производителем. В случае когда конструкцией транспортного средства отмеченные места не предусмотрены, медицинская аптечка и огнетушитель должны располагаться в легкодоступных местах. Тип и количество огнетушителей должны соответствовать установленным нормам. Огнетушители, которыми укомплектовываются транспортные средства, должны быть сертифицированными в Украине в соответствии с требованиями законодательства;
- ж) отсутствуют ремни безопасности и подголовники в транспортных средствах, где их установка предусмотрена конструкцией;
- з) ремни безопасности в нерабочем состоянии или имеют видимые надрывы на лямках;
- и) на мотоцикле нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности;
- і) на мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножки, на седле — поперечных рукояток для пассажира;
- ї) отсутствуют или неисправны фары и задние габаритные фонари транспортного средства, которое перевозит крупногабаритный, тяжеловесный или опасный груз, а также проблесковые маячки, световозвращающие элементы, опознавательные знаки, предусмотренные пунктом 30.3 настоящих Правил.
В случае возникновения в дороге неисправностей, указанных в пункте 31.4 настоящих Правил, водитель должен принять меры к их устранению, а если это сделать невозможно — двигаться как можно более коротким путем до места стоянки или ремонта, соблюдая меры предосторожности с выполнением требований пунктов 9.9 и 9.11 настоящих Правил.
В случае возникновения в дороге неисправностей, указанных в пункте 31.4.7 («ї»; «д» — в составе автопоезда) дальнейшее движение запрещено до их устранения. Водитель неисправного транспортного средства должен принять меры для того, чтобы убрать его за пределы проезжей части дороги.
Запрещается дальнейшее движение транспортных средств, у которых:
- а) рабочая тормозная система или рулевое управление не дают возможности водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр во время движения с минимальной скоростью;
- б) в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных фонарей;
- в) во время дождя или снегопада не работает стеклоочиститель со стороны расположения руля;
- г) испорчено тягово-сцепное устройство автопоезда.
Запрещается эксплуатация транспортного средства путем доставки его на специальную площадку или стоянку Национальной полиции в случаях, предусмотренных законодательством.