Дата последних изменений в разделе: 11.11.2020

§ 31.Техническое состояние транспортных средств и их оснащение

31.1.

Техническое состояние транспортных средств и их оборудование должны отвечать требованиям стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а также правил технической эксплуатации, инструкций предприятий-производителей и другой нормативно-технической документации.

31.2.

Запрещается эксплуатация троллейбусов и трамваев при наличии любой неисправности, указанной в правилах технической эксплуатации этих транспортных средств.

31.3.

Запрещается эксплуатация транспортных средств согласно законодательству:

  • а) в случае их изготовления или переоборудования с нарушением требований стандартов, правил и нормативов, касающихся безопасности дорожного движения;
  • б) если они не прошли обязательный технический контроль (для транспортных средств, подлежащих такому контролю);
  • в) если номерные знаки не отвечают требованиям соответствующих стандартов;
  • г) в случае нарушения порядка установки и использования специальных световых и звуковых сигнальных устройств.
31.4.

Запрещается эксплуатация транспортных средств согласно законодательству при наличии следующих технических неисправностей и несоответствии следующим условиям:

31.4.1.

Тормозные системы:

  • а) изменена конструкция тормозных систем, применена тормозная жидкость, узлы или отдельные детали, не предусмотренные для данной модели транспортного средства или не отвечающие требованиям предприятия-изготовителя;

  • б) во время дорожных испытаний рабочей тормозной системы превышаются следующие значения тормозного пути:

    Тип транспортного средства Тормозной путь, м,
    не более чем
    Легковые автомобили и их модификации для перевозки грузов 14,7 м
    Автобусы 18,3 м
    Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 12 т включительно 18,3 м
    Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т 19,5 м
    Автопоезда, тягачами которых являются легковые автомобили и их модификации для перевозки груза 16,6 м
    Автопоезда, тягачами которых являются грузовые автомобили 19,5 м
    Двухколесные мотоциклы и мопеды 7,5 м
    Мотоциклы с прицепом 8,2 м

    Нормативное значение тормозного пути для транспортных средств выпуска до 1988 года допускается превышать не более чем на 10% значения, приведенного в таблице.

    Примечания

    1. Испытание рабочей тормозной системы проводится на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементо- или асфальтобетонным покрытием при скорости транспортного средства в начале торможения: 40 км/ч — для автомобилей, автобусов и автопоездов; 30 км/ч — для мотоциклов, мопедов за методом одноразового воздействия на органы управления тормозной системой.

      Результаты испытания считаются неудовлетворительными, если во время торможения транспортное средство разворачивается на угол более 8 градусов или занимает полосу движения более 3,5 м.

    2. Тормозной путь измеряется с момента нажатия на тормозную педаль (рукоятку) до полной остановки транспортного средства.
  • в) нарушена герметичность гидравлического тормозного привода;

  • г) затронута герметичность пневматического или пневмогидравлического тормозного привода, что приводит к уменьшению давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) за 15 мин.при приведении в действие органов управления тормозной системой;

  • ґ) не работает манометр пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;

  • д) стояночная тормозная система при отключенном от трансмиссии двигателе не обеспечивает неподвижное состояние:

    • транспортных средств с полной погрузкой — на уклоне не менее 16%;
    • легковых автомобилей, их модификаций для перевозки грузов, а также автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне не менее чем 23%;
    • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне не менее чем 31%;
  • е) не фиксируется рычаг (рукоятка) стояночной тормозной системы в рабочем положении.

31.4.2.

Рулевое управление:

  • а) суммарный люфт в рулевом управлении превышает такие предельные значения:

    Тип транспортного средства Предельное значение
    суммарного люфта
    Легковые автомобили и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т 10°
    Автобусы с разрешенной максимальной массой до 5 т 10°
    Автобусы с разрешенной максимальной массой свыше 5 т 20°
    Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т 20°
    Автомобили и автобусы, снятые с производства 25°
  • б) есть не предусмотренные конструкцией ощутимые взаимные смещения деталей и узлов рулевого управления или перемещение их относительно кузова (шасси, кабины, рамы) транспортного средства; нарезные соединения не затянуты или надежно не зафиксированы;
  • в) неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (на мотоциклах);
  • г) в рулевом управлении установлены детали со следами остаточной деформации и другими дефектами, а также применены детали и рабочие жидкости, которые не предусмотрены для данной модели транспортного средства или не отвечают требованиям предприятия-изготовителя.
31.4.3.

Внешние световые приборы:

  • а) количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних световых приборов не отвечают требованиям конструкции транспортного средства;
  • б) нарушено регулирование фар;
  • в) не горит лампа левой фары в режиме ближнего света;
  • г) на световых приборах нет рассеивателей или используются рассеиватели и лампы, которые не отвечают типу данного светового прибора;
  • ґ) на рассеивателях световых приборов нанесены тонирование или покрытие, которое уменьшает их прозрачность или светопропускание.

Примечания

  1. Мотоциклы (мопеды) могут быть дополнительно оборудованы одной противотуманной фарой, другие механические транспортные средства — двумя. Противотуманные фары должны размещаться на высоте не менее 250 мм от поверхности дороги (но не выше фар ближнего света) симметрично продольной оси транспортного средства и не далее 400 мм от внешнего габарита по ширине.
  2. Разрешается устанавливать на транспортных средствах один или два задних противотуманных фонаря красного цвета на высоте 400–1200 мм и не ближе100 мм к фонарям сигнала торможения.
  3. Включение противотуманных фар, задних противотуманных фонарей должно осуществляться одновременно с включением габаритных огней и освещением номерного знака (ближним или дальним светом фар).
  4. На легковом автомобиле и автобусе разрешается устанавливать один или два дополнительных немигающих сигнала торможения красного цвета на высоте 1150–1400 мм от поверхности дороги.
31.4.4.

Стеклоочистители и стеклоомыватели лобового стекла:

  • а) не работают стеклоочистители;
  • б) не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
31.4.5.

Колеса и шины:

  • а) шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т — 1,0 мм, автобусов — 2,0 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм; Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей;
  • б) шины имеют местные повреждения (порезы, разрывы и т.п.), оголяющие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • в) шины по размеру или допустимой нагрузке не отвечают модели транспортного средства;
  • г) на одну ось транспортного средства установлены диагональные шины вместе с радиальными, шипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, шины разных размеров или конструкций, а также шины разных моделей с разными рисунками протектора для легковых автомобилей, разными типами рисунков протектора — для грузовых автомобилей;
  • ґ) на переднюю ось транспортного средства установлены радиальные шины, а на другую (другие) — диагональные;
  • д) на передней оси автобуса, выполняющего междугородные перевозки, установлены шины с восстановленным протектором, а на других осях — шины, восстановленные по второму классу ремонта;
  • е) на передней оси легковых автомобилей и автобусов (кроме автобусов, которые выполняют междугородные перевозки) установлены шины, восстановленные по второму классу ремонта;
  • є) отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес.

Примечание

В случае постоянной эксплуатации транспортного средства на дорогах со скользкой проезжей частью, рекомендуется использовать шины, соответствующие состоянию проезжей части.

31.4.6.

Двигатель:

  • а) содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность превышают установленные стандартами нормы;
  • б) негерметичная топливная система;
  • в) неисправная система выпуска отработанных газов.
31.4.7.

Прочие элементы конструкции:

  • а) нет предусмотренных конструкцией транспортного средства стекол, зеркал заднего вида;
  • б) не работает звуковой сигнал;
  • в) на стекло установлены дополнительные предметы или нанесено покрытие, ограничивающее обзор с места водителя, и ухудшающее его прозрачность, кроме самоклеющейся метки радиочастотной идентификации о прохождении обязательного технического контроля транспортным средством, которая размещается в правой верхней части ветрового стекла (на внутренней стороне) транспортного средства, подлежащего обязательному техническому контролю.

Примечание

На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут быть прикреплены прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых отвечает требованиям ГОСТ 5727–88. Разрешается применять занавески на боковых окнах автобусов.

  • г) не работают предусмотренные конструкцией замки двери кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и топливных баков, механизм регулирования положения сидения водителя, аварийные выходы, устройства для приведения их в действие, привод управления дверью, спидометр, одометр, тахограф, устройство для обогрева и обдува стекла;
  • ґ) разрушен коренной лист или центральный болт рессоры;
  • д) испорчено тягово-сцепное или опорно-сцепное устройство тягача и прицепного звена в составе автопоезда, а также предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Есть люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа;
  • е) отсутствует предусмотренный конструкцией бампер или заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики;
  • є) отсутствуют:

    • медицинская аптечка с нанесенными на ней сведениями о типе транспортного средства, для которого она предназначена, — на мотоцикле с боковым прицепом, легковом, грузовом автомобиле, колесном тракторе, автобусе, микроавтобусов, троллейбусе, автомобиле, перевозящем опасный груз;
    • знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), соответствующий требованиям стандарта, — на мотоцикле с боковым прицепом, легковом, грузовом автомобиле, колесном тракторе, автобусе;
    • на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и в автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (не менее двух);
    • проблесковые маячки оранжевого цвета на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах, на сельскохозяйственной технике, ширина которой превышает 2,6 м;
    • работоспособный огнетушитель на легковом, грузовом автомобиле, автобусе.

Примечания

  1. Тип, марка, места установки огнетушителей, которыми оборудуются транспортные средства с опознавательным знаком «Табличка оранжевого цвета», перевозящих опасные грузы, определяются специальными правилами.
  2. Аптечка, перечень медикаментов которой отвечает ДСТУ 3961–2000 для соответствующего типа транспортного средства, и огнетушитель должны быть в закрепленном состоянии в местах, определенных предприятием-производителем. В случае когда конструкцией транспортного средства отмеченные места не предусмотрены, медицинская аптечка и огнетушитель должны располагаться в легкодоступных местах. Тип и количество огнетушителей должны соответствовать установленным нормам. Огнетушители, которыми укомплектовываются транспортные средства, должны быть сертифицированными в Украине в соответствии с требованиями законодательства;
  • ж) отсутствуют ремни безопасности и подголовники в транспортных средствах, где их установка предусмотрена конструкцией;
  • з) ремни безопасности в нерабочем состоянии или имеют видимые надрывы на лямках;
  • и) на мотоцикле нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности;
  • і) на мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножки, на седле — поперечных рукояток для пассажира;
  • ї) отсутствуют или неисправны фары и задние габаритные фонари транспортного средства, которое перевозит крупногабаритный, тяжеловесный или опасный груз, а также проблесковые маячки, световозвращающие элементы, опознавательные знаки, предусмотренные пунктом 30.3 настоящих Правил.
31.5.

В случае возникновения в дороге неисправностей, указанных в пункте 31.4 настоящих Правил, водитель должен принять меры к их устранению, а если это сделать невозможно — двигаться как можно более коротким путем до места стоянки или ремонта, соблюдая меры предосторожности с выполнением требований пунктов 9.9 и 9.11 настоящих Правил.

В случае возникновения в дороге неисправностей, указанных в пункте 31.4.7ї»; «д» — в составе автопоезда) дальнейшее движение запрещено до их устранения. Водитель неисправного транспортного средства должен принять меры для того, чтобы убрать его за пределы проезжей части дороги.

31.6.

Запрещается дальнейшее движение транспортных средств, у которых:

  • а) рабочая тормозная система или рулевое управление не дают возможности водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр во время движения с минимальной скоростью;
  • б) в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных фонарей;
  • в) во время дождя или снегопада не работает стеклоочиститель со стороны расположения руля;
  • г) испорчено тягово-сцепное устройство автопоезда.
31.7.

Запрещается эксплуатация транспортного средства путем доставки его на специальную площадку или стоянку Национальной полиции в случаях, предусмотренных законодательством.